*************************************************

Виды и назначение традиционных тряпичных кукол

     Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по способу изготовления (табл. 1),  по назначению (таб.2),  по образу - на куклу – крестьянку и куклу - барыню. Кроме того, куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые – названия говорят сами за себя.

Таблица 1

Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления.

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватки, Пасха, Неразлучники, Кузьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Девка - Баба, Колокольчик, Пасхальная голубка, Узелковая, Свадебная

Куклы, у которых голова представляет шарик, положенный в центре квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и Ночь, Ангел, Колокольчик, Покосница, Закрутка, Бессонница, Мировое дерево ,Вепсская

Куклы – столбушки, основа которых- скатка из ткани

Архангельская столбушка, Владимирская столбушка, Баба – Берегиня, Лихоманки

Куклы, в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка

   

Таблица 2

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению.

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушка, Малышок-голышок, Барыня, "Кукла с косой, Кукла на выхвалку, Девка-Баба, Кукла нарядная, узелковые, Бабочка, Зайчик на пальчик 

Куватка, Ангелочек, Лихоманки, День и Ночь, Праскева, Вепсская, Бабушкина кукла, Колокольчик, Кубышка-Травница, Бессонница, Утешительница, Берегиня, Кукла-оберег на замужество, Малышок-голышок, Десятиручка, Веснянка, Желанница, Узелковая 

Неразлучники, Мировое дерево, Масленца, Каляда, Кострома, Кукушечка, Покостница, Купавка, Коза, Зольная кукла, Кузьма и Демьян, Капуста, Куватка, Мокредина, Отдарок-на -подарок, Пеленашка, Свадебная, Крупеничка, Архангелогородская столбушка, Владимирская столбушка, Пасхальная голубка. 

Игровые куклы. Эти куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

             Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла Полено. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

На севере, в Архангельской губернии была распространена игровая кукла на ложке. После еды мама брала ложку мыла, вытирала ее насухо, заворачивала в лоскутки, делая куклу. Ее она отдавала своему ребенку, чтобы тот с ней засыпал в люльке. После сна кукла разворачивалась, лоскутки убиралась обратно в сундук. А ложка использовалась по назначению.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

              Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышек. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок - голышек, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

              Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвёртая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

            Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

             Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы разделяются по функциям -  продуцирующей, защитной, очистительной, заместительной (табл. 3).

Таблица 3

Виды текстильных обрядовых кукол по функциям

Продуцирующие

Защитные

Очистительные

Заместительные

Богатство

Зольная

Столбушка с детками

Зерновушка

День и Ночь

Свадебная

Десятиручка

Капустка

Куватка

Трясовицы (Лихорадка)

Утешительница

Кузьма и Демьян

Столбушка

Вепсская

Берегиня

Бессонница

Кукушка

Крестец

Очистительная

Купавка

Мартинички

Масленица

Русалка

Кубышка

Пеленашка

           

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла Плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

            Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Покосница – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.

  Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

            Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

            Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, Домашней Масленицей встречали жениха и невесту.

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.

Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

          Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённый к потомкам.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Обережные (Обереговые) куклы. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Обережных кукол было немало. Их делали на рождение, на свадьбы, от сглаза, для дома, для родных и любимых мужчин, которые уходили надолго из дома и т.п.

          Известно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла-Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на

            Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой мы можем встретиться в сказках «Матушкина куколка», «Василиса Прекрасная» и т.д.

*************************************************